Звеньями цепочки поставок (Supply Chain Management — SCM) являются все предприятия, прямо или косвенно участвующие в создании продукта и его доставке потребителю: производители требуемой продукции, транспортные и складские компании, дистрибьюторы и т. д. Для того чтобы продукт попал к потребителю, требуется решить вопросы, связанные с разработкой продукта, производством, снабжением, маркетингом, финансами, распространением, поддержкой пользователей и т. д.
Концепция SCM предполагает повышение эффективности всех звеньев цепочки, координацию деятельности всех входящих в нее предприятий, организацию потоков товаров, финансов и информации.
В настоящее время электронная отрасль сталкивается со следующими особенностями рынка:
Рис. 5.1
Во всех приведённых ситуациях обмен информацией является ключевым моментом, который обеспечивает успех бизнеса. Управление цепочками поставок предполагает взаимную интеграцию всех участников процесса: производителей, поставщиков, потребителей, складских и логистических компаний. Совместное планирование деятельности позволяет снизить сроки поставки, уменьшить складские запасы (а складские запасы — это всегда замороженные денежные средства), избавиться от части издержек.
Далее приводятся несколько методик SCM.
JIT
Согласно принципам метода JIT (Just In Time, «точно в срок»), ресурсы должны приходить в нужное место в нужное время, как раз перед тем, как они потребуются. Предполагается, что в каждой точке производственной цепочки или цепочки поставок на складе имеется именно то количество ресурсов, чтобы удовлетворить текущие потребности производства или текущий спрос. Это требует максимальной синхронизации всех бизнес-процессов в цепочке и позволяет избавиться от необходимости хранить лишние запасы ресурсов или продукции.
Конкретная реализация метода JIT зависит от конкретной отрасли или от конкретного бизнес-процесса. Например, в производстве метод JIT заключается в том, чтобы:
Рис. 5.2
Это может быть достигнуто, например, с помощью сокращения и оптимизации производственных площадей; использования сотрудников с широкой квалификацией; сведения к минимуму времени, требуемого для смены ассортимента выпускаемой продукции; повышением требований к качеству выпускаемых изделий.
Отдел закупок предприятия, работающего по методу JIT, должен обеспечить поставку именно того количества исходных материалов, которое требуется для выполнения текущего плана. Особое внимание при этом уделяется бесперебойности поставок и качеству поставляемого сырья. Это вынуждает закупщиков с особой тщательностью подходить к выбору поставщиков, налаживать с ними долгосрочные партнёрские отношения. Потенциальный поставщик должен предоставить особые гарантии качества поставляемой им продукции, обеспечить высокий уровень технической поддержки, предложить специальные цены.
Преимущества организации производства по методу JIT:
К недостаткам метода JIT можно отнести его высокую чувствительность к сбоям в любом из звеньев производственной цепочки или цепочки поставок. Задержки и поломки на промежуточном участке приводят к простою следующих участков, а выпуск брака приводит к необходимости перезапуска всего производственного процесса. Этим и объясняется потребность в постоянном контроле качества и высоком уровне организации всех бизнес-процессов.
КАНБАН
Одной из реализаций метода JIT является система «Канбан», которая была внедрена в 1970-е годы на заводах Toyota Motors. Это пример «тянущей» системы (Pull System), в которой фактором, определяющим скорость производства на каждом этапе, служит скорость спроса на выпускаемую продукцию. То есть информация передается от конечной точки цепочки поставок (отдела продаж, например) в глубь по всем ее звеньям, через производство и далее поставщикам сырья.
В системе «Канбан» регулирование потоков ресурсов производится с помощью карточек (слово “kanban” в переводе с японского как раз означает «карта»). Обычно используется два типа карточек-канбан:
Реализация на предприятии системы «Канбан» позволяет снизить производственные запасы предприятия путем их частого обновления. В первую очередь необходимо определить объём требуемых буферных запасов. Основываясь на этих данных и временах поставки нужных материалов, можно определить требуемую частоту восполнения запасов, которая гарантирует отсутствие простоя на производстве или срыва сроков поставки. Например, на некоторых производственных участках заводов Toyota Motors поставка требуемых ресурсов производится несколько раз в день.
Рис. 5.3
Поскольку система «Канбан» предполагает минимизацию производственных запасов, то брак или поломка оборудования на каком-то этапе моментально приводит к остановкам производства на следующих участках. Следовательно, кроме налаживания информационного обмена между производственными участками, требуется наладить контроль качества производимой на каждом этапе продукции, а также качества исходного сырья.
В какой-то момент цепочка «Канбан» достигает границы предприятия, т. е. той точки, в которой детали или сырьё поступают от сторонних поставщиков. Возникает вопрос: как система «Канбан» может быть расширена на сторонних поставщиков? С одной стороны, мы можем иметь большие запасы нужных материалов, которые пополняются поставщиками, например, еженедельно. Но это противоречит основному положению JIT об уменьшении складских запасов. С другой стороны, можно использовать «Канбан» для построения отношения с поставщиками, внедрить эту систему в их компании. С помощью тесного взаимодействия с поставщиками и обмена необходимой информацией можно организовать частые и регулярные поставки нужных материалов, внедрив тем самым метод JIT во взаимоотношения с поставщиками. В итоге это приведёт к установлению партнёрских отношений с частью проверенных поставщиков.
Выгоды от реализации системы «Канбан»:
СИСТЕМА VMI
VMI-модель (Vendor-Managed Inventory, «Поставщик управляет запасами») является одной из наиболее обсуждаемых схем по повышению эффективности снабжения. В рамках VMI поставщик (им может быть производитель или дистрибьютор) требуемой предприятию продукции должен следить за состоянием складских запасов потребителя и самостоятельно принимать решение об их восполнении, основываясь на заранее оговорённых минимальном и максимальном уровнях этих запасов.
Таким образом, потребитель переносит на поставщика ответственность за состояние своих складских запасов. При этом у него уменьшаются расходы на оформление заказов и логистику, снижается нагрузка на отдел закупок. Кроме того, снижается уровень складских запасов и уменьшается риск отсутствия необходимых материалов.
Преимущества модели VMI:
Рис. 5.4