Международные стандарты для автомобильной электроники

Современные автомобили содержат несколько десятков тысяч различных электронных компонентов, и количество электроники в автомобиле постоянно увеличивается наряду с интеграцией дополнительных функций, предназначенных для повышения безопасности, эргономики, эффективности, надёжности и удобства, а также для снижения вредных выбросов в атмосферу. В последние годы отмечается существенное увеличение числа изготовителей, выпускающих компоненты, соответствующие требованиям стандартов, предъявляемым к автомобильной электронике.

Рис. 6.1. Электронные компоненты в современном автомобиле
Иллюстрация: Mercedes-Benz Museum

Усовершенствованные автомобили содержат до 100 ECU (Electronic Control Unit) модулей с датчиками, а простейшие автомобили — от 30 до 50 модулей. Эти модули устанавливаются вблизи от двигателя, в корпусе, дверях, приборной панели, в потолке и сиденьях салона, в багажнике. Данные устройства управляют электронными и электрическими системами автомобиля, контролируя все его основные функции и части, от системы зажигания и тормозов до контроля температуры и уровня звука радиоприёмника. Стоимость автомобильной электроники постоянно возрастает в связи с расширением функций и составляет порядка 15–30 % от стоимости автомобиля.

Существует несколько типов ECU-модулей:

  • модуль для контроля двигателя (ECM — Engine Control Module);
  • блок управления коробкой передач (TCM — Transmission Control Module);
  • модуль управления тормозной системой (BCM — Brake Control Module);
  • блок управления дверьми (DCU — Door Control Unit);
  • блок контроля скорости (SCU — Speed Control Unit) и т. д.

При наличии более одного миллиарда транспортных средств на дорогах мира использование передовых стандартов в автомобильной промышленности, а особенно в таких сферах, как безопасность и воздействие на окружающую среду, становится весьма актуальным. Наиболее известными стандартизирующими организациями для автомобильных применений являются SAE International, ISO и AEC.

Организация SAE International, первоначально учреждённая в 1905 г. как Ассоциация автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers — Сообщество автомобильных инженеров), в настоящее время является международной профессиональной ассоциацией и стандартизирующей организацией для автомобильной и аэрокосмической областей, а также в части вооружений. Одним из основных комитетов этой организации — Automotive Electronic Systems Reliability — подготовлен ряд стандартов для автомобильной электроники, в которых особое внимание уделено вопросам надёжности (11 стандартов) и проблемам, связанным с электромагнитной совместимостью EMC (Electromagnetic Compatibility), для которых разработано 28 стандартов.

ISO с его основным стандартом ISO/TS 16949, выпущенным в 2009 г., устанавливает требования к организации и менеджменту качества предприятий, занимающихся проектированием, разработкой, производством, установкой и обслуживанием продукции автомобильной промышленности. Этот стандарт сертифицирует предприятия автомобильной промышленности, а не электронные изделия, установленные в их продукции.

В 1993 г. несколько ведущих автомобильных фирм США («Крайслер», «Форд» и «Дженерал Моторс») создали организацию AEC (Automotive Electronics Council), которая устанавливает стандарты, определяющие требования к качеству и надёжности электронных компонентов, используемых в автомобильной электронике. Компоненты, соответствующие требованиям этих стандартов, могут использоваться в жёстких условиях автомобильного применения без дополнительного тестирования на компонентном уровне.

Общие повышенные требования к таким компонентам:

  • устойчивость к вибрации и ударам;
  • влагоустойчивость;
  • функционирование в широком диапазоне повышенных температур;
  • функционирование при нестабильном питании;
  • устойчивость работы в условиях искровых помех;
  • продолжительный срок службы.

Наиболее известные стандарты для автомобильной электроники (AEC-Qxxx) классифицируются в соответствии с категорией компонентов:

  • AEC-Q100 (Stress Test Qualification for Integrated Circuits) — стандарт для интегральных полупроводниковых схем.
  • AEC-Q101 — аналогичный стандарт для дискретных полупроводниковых компонентов (транзисторы, диоды и т. д.).
  • AEC-Q200 — стандарт для пассивных компонентов (резисторы, конденсаторы, индукторы, ферриты, резонаторы и т. д.)

Риc. 6.2. Стандарты для автомобильной электроники

Рассмотрим подробнее стандарты для автомобильной электроники AEC-Qxxx. Стандарт AEC-Q100 устанавливает набор стрессовых тестов для обеспечения надёжности и методику проверок с целью квалификации интегральных схем для автомобильного применения. Изготовители интегральных схем, квалифицирующие свои компоненты на основе требований данного стандарта, гарантируют их надёжное функционирование в широком диапазоне условий, определённых стандартом. Перечень тестов для конкретной интегральной схемы определяется в зависимости от её функциональных возможностей и чувствительности к тем или иным воздействиям внешних условий. Тесты проводятся в диапазоне температур в соответствии с установленным классом (grade) из пяти существующих классов в стандарте:

  • Grade 0 — от –40 до +150 °C.
  • Grade 1 — от –40 до +125 °C.
  • Grade 2 — от –40 до +105 °C.
  • Grade 3 — от –40 до +85 °C.
  • Grade 4 — от 0 до +70 °C.

Аналогичные классы температур установлены и в стандарте AEC-Q101 для дискретных полупроводниковых компонентов.

Необходимо подчеркнуть, что стандарты AEC-Qxxx содержат минимальные требования к широкому диапазону компонентов с ожидаемым сроком работы (lifetime) в течение 10–15 лет. Стандарты не освобождают изготовителей компонентов от обязанности выполнения их собственных программ обеспечения надёжности.

Тесты для пассивных компонентов в соответствии со стандартом AEC-Q200 проводятся с учётом типа компонентов и их размещения в следующей классификации (см. таблицу 6.1).

Класс 0 содержит наиболее строгие требования к тестам в широком температурном диапазоне от –50 до +150 °C. Компоненты, классифицируемые в соответствии с этим высоким уровнем, могут быть использованы для любого применения в автомобильной промышленности, независимо от места их размещения внутри автомобиля. Уровни тестов для последующих классов снижаются со значениями диапазонов температур, Компонент, успешно тестируемый в соответствии с тем или иным классом, позволяет его изготовителю утверждать, что компонент аттестован (AEC qualified) для данного класса и более низких классов.

Значительные и быстрые изменения температуры происходят и для компонентов, смонтированных на печатной плате, что может создавать стресс в результате различия температурного коэффициента расширения CTE (Coefficient of Thermal Expansion) для материалов печатной платы PCB, керамики конденсаторов и припоя. Эти различия могут создать трещины в компонентах, вызывающие в дальнейшем их неисправности.

Тесты в стандартах AEC в большинстве основаны на тестовых условиях стандартов JEDEC и MIL-STD.

В Японии многие изготовители автомобилей, имеющие свои собственные стандарты, при проведении тестов надёжности руководствуются стандартами японской автомобильной организации JASO (Japanese Automotive Standards Association).

Табл. 6.1. Классификация пассивных компонентов

Класс Диапазон температуры Тип пассивного компонента Типичное применение
Минимум, °С Максимум, °С
0 -50 +150 Керамические чип резисторы, керамические чип-конденсаторы MLCC с диэлектриком X8R В любом месте автомобиля
1 -40 +125 Конденсаторные сборки, резисторы, индукторы, трансформаторы, термисторы, резонаторы, кварцы и варисторы, все другие керамические и танталовые конденсаторы В большинстве случаев под капотом
2 -40 +105 Алюминиевые электролитические конденсаторы Наиболее тёплые места в пассажирском салоне
3 -40 +85 Плёночные и подстроечные конденсаторы, ферриты, сборки конденсаторов и резисторов В большинстве случаев в пассажирском салоне
4 0 +70   Не автомобильное